Агностицизм, скептицизм, оптимизм.
Агностицизм означает недоступность познанию. Учение в философии, согласно которому мир познать невозможно. Д. Юм в 18 веке сказал: «мир есть мои ощущения, истинность мира познать невозможно, ибо истинность это лишь то, что люди договорятся считать истинным». Мир непознаваем, ибо мы можем узнать о вещи только то, что сами сможем воспринять нашим опытом.
Причины агностицизма кроются в следующем:
· Разрыв опыта и теории
· Стремление отыскать абсолютную, никогда не меняющуюся истину.
· Разочарование в научном познании.
Агностицизм отрицает познаваемость мира, абсолютную истину, закономерности развития действительности, ограничивает роль науки.
Обоснование скептицизма находится в следующей плоскости: основа познания мира – это опыт. Наш собственный опыт, а не чей-то внешний. Это только наши ощущения. Истина всегда относительна.
Основные представители Пиррон (3 век до нашей эры) и Секст Эмпирик (2 век до нашей эры). Основная цель скептицизма – достижение душевной невозмутимости (атараксии). Скептик должен воздерживаться от суждений и следовать законам государства. Такое отношение к миру можно выразить в 3-х вопросах и ответах:
1. Какова природа вещей? – непознаваемы.
2. Как мы должны к ним относиться? - воздерживаться.
3. Какую мы получаем выгоду от такого отношения? – невозмутимость.
Главные идеи скептицизма:
· Мир существует лишь постольку, поскольку нам кажется
· В действительности ничего не существует
· Наши ощущения недостоверны
· Нельзя ничего утверждать
· Отрицание познаваемости мира
· Самое достойное состояние – невозмутимость духа.
Счастье – это отсутствие эмоций, невозмутимость духа, безразличие ко всему происходящему.
Гносеологический оптимизм – философское учение, согласно которому мир познаваем. Возможность познания мира ограничены только временем.
Представители: Аристотель, Ф. Бэкон, Г. Гегель, К. Маркс.
Основа познавательного оптимизма:
1. Главный критерий истины – практика. Именно опыт подтверждает истинность явлений и суждений.
2. Теории, которые развиваются независимо друг от друга, все равно рано или поздно найдут связь или родство друг с другом.
3. Если бы реальность противостояла разуму, то все вокруг выглядело бы нелепо.
4. Если утверждать, что в мире все относительно, то и это утверждение будет относительным.