Задание 32 (С5) - это задание, согласно которому необходимо дать определение термину и раскрыть две его характеристики в рамках заданной тематики. Здесь выпускникам не требуется дать наизусть выученное понятие термина. Можно сформулировать самостоятельно свое определение, опираясь  на основные отличительные признаки определяемого термина, объяснить смысл понятия. Максимальный балл за полностью правильный ответ - 3 балла. 

Задание 33 (С6) проверяет умение выпускника конкретизировать примерами изученные положения и понятия обществоведческого курса. В качестве примеров могут быть использованы конкретные случаи, факты, общественные явления или же смоделированные ситуации. Максимальный балл за полностью правильный ответ - 3 балла.

Задание 34 (С7) задание-задача на анализ ситуации или графика. Максимальный балл за полностью правильный ответ - 3 балла.            

Задания 35 (С8) - план развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.
Максимальный балл за полностью правильный ответ - 3 балла.

При проверки правильности ответа учитываются следующее:
1) наличие минимум трех пунктов, где минимум два из них конкретизированы в подпунктах;
2) раскрытие основных аспектов предложенной темы;
3) корректность формулировок пунктов плана.          

Задание 36 (С9) творческое, так называемое мини-сочинение (эссе) на любую из пяти предложенных тем. Темы сочинения зачастую представлены в виде афористических высказываний ученых, деятелей культуры, публицистов, общественных и государственных деятелей, философов прошлого и нашего времени. Каждая из предложенных тем условно соотносится с каждой из пяти наук входящих в состав обществоведческого курса, а именно - правоведение, экономика, политология, социальная психология, социология, философия). Максимальный балл за полностью правильный ответ - 5 баллов.           

Сложность написания эссе заключается в том, что при выполнении этого задания от выпускников требуется: во-первых, хорошее знание курса обществознания; во -вторых, наличие определенного кругозора, позволяющего привлекать знания из других дисциплин и фактов социальной жизни; и в-третьих, владение логическим изложением и чувством стиля для изложения своих мыслей.

Раскрыть смысл высказывания означает переформулировать афористическое выражение, т.е. изменить мысль, выраженную автором.

К наиболее часто встречаемым ошибкам в сочинении можно отнести следующие:
1) неверно раскрыт смысл высказывания;
2) слабое владение теоретическим материалом;
3) слабое владение социальными фактами, неспособность подобрать необходимый пример.             

ВАЖНО!!!
Критерии оценивания сочинения :
1 балл верно раскрыт смысл высказывания, названа проблема.
2 балла верно раскрыт характер и уровень теоретической аргументации.
2 балла верно приведены примеры, подтверждающие позицию ученика.             

Критерий, касающийся раскрытия смысла высказывания, является определяющим. При неверном раскрытии смысла высказывания, за все сочинение выставляется 0 баллов.
Запрещается также при раскрытии смысла высказывания  перефразировать цитату или пересказывать ее  в иной последовательности.
Примеры должны находиться во взаимосвязи с теоретической составляющие, а не существовать сами по себе.
Примеры можно брать из фактов общественной жизни, исторических данных, СМИ, материалов учебников, литературы, личного социального опыта и собственных наблюдений.
Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников             

Каждый абзац это законченная мысль, новую мысль следует начинать с нового абзаца.             

На основе анализа тестов ЕГЭ по обществознанию за предыдущие годы было выявлено, что к наименее усваиваемым темам относятся: вопросы функционирования социальных институтов, в частности государства; положения Конституции, касающихся правового статуса гражданина, основ конституционного строя РФ, полномочия органов государственной власти, реализация принципа федерализма, избирательные системы, права несовершеннолетних,  многовариантность общественного развития( типы обществ).          

Также было отмечено, что выпускники редко обращаются за примерами к другим школьным предметам, таким  как история, литература, география и т.д.
Учащиеся усваивают тот понятийный аппарат, который достаточно подробно раскрыт в учебниках по обществознанию, но затрудняются использовать теоретический материал при осмыслении конкретного социального факта или при анализе суждения. Причины недостаточно высокого усвоения теоретического материала связаны с недостаточно высоким уровнем осмысления теоретического материала учащимися, апелляцией учащихся при выполнении заданий к обыденному сознанию, недостаточно сформированными аналитическими умениями.

 

 

Вернуться к списку