Проблема истины в философии.
Истина в науке — это соответствие знаний объекту, а истина в философии – это соответствие замысла и дела идеалу.
Проблема истины в философии заключается в различии взглядов на то, что же такое истина:
· Одни считают, что истина это соответствие знаний действительности
· Другие – истина, это результат подтвержденного опыта
· Третьи – истина есть свойство самосогласованности знаний
· Четвертые – истина есть полезное и эффективное знание
· Пятые считают, что истина есть соглашение
Классическое определение истины дал Аристотель. Согласно его определению, истина – это те знания, содержание которых соответствует действительности. Главным в этой идеи является принцип соответствия, поэтому эта концепция называется корреспондентской.
Марксистская концепция истины заключается в том, что истина здесь понимается как соответствующее отражение объекта субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне зависимости от человека и его сознания.
Когерентная концепция истины (по Николасу Решеру) заключается в том, что истинные знания должны логически быть согласованны, не противоречить друг другу, образовывать единую научную картину мира.
Прагматическая концепция истины (Ч. Пирс, У. Джеймс) – истина, это то, что полезно.
Семантическая концепция истины (А. Тарский) истина – это те знания, которые соответствуют объекту, не содержат внутренних противоречий и непротиворечиво сочетаются с другими знаниями.
Диалектико-материалистическая концепция истины представляет истинное знание, как бесконечное движение, обогащение знаниями.
Конвенциальная концепция истины гласит, что истина – это есть нечто иное, как то, что считает большинство людей.
Экзистенциальная концепция истины (Хайдеггер) – истина есть свобода, где каждый человек сам волен выбирать каким способом и чем можно познать мир.
Неотомистическая концепция истины заключается в том, что истина есть божественное откровение.