Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Обществознание ЕГЭ.

 

Рынок - место обмена материальными благами.

Классификация рынков:

А) организационный критерий (чистая конкуренция, несовершенная конкуренция)

Б) пространственный критерий (локальный, региональный, национальный, мировой)

В) функциональный (рынок труда, рынок товаров и услуг)

Г) по характеру продаж (оптовый, розничный)

Д) по уровню насыщения (насыщенный, дефицитный. равновесный)

Е) по соответствию закону: легальный и нелегальный черный

 

Функции рынка:

             посредническая - рынок выступает своего рода посредником между продавцами и покупателями

             ценообразование - в ходе конкуренции и столкновения цены спроса и цены предложения образуется равновесная (рыночная) цена товара

             информационная - рынок сообщает о размерах производства и потребления продукции

             регулирующая - перетекание капиталов из менее выгодных отраслей в более выгодные

             санирующая - освобождение экономики от неэффективной экономической деятельности

             интеграционная (мировая экономика)

             инновационаая (поиск новых технологий).

 

Признаки свободного рынка:

1. Нерегулируемые предложение, цена и спрос.

2. Доступ на рынок для любого производителя

3. Конкуренция.

4. Мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

 

Рыночный механизм - это система взаимодействия основных элементов рынка.

Главные элементы рыночного механизма:

1. Спрос - количество товара определенного вида, которое покупатель готов купить по определенной цене.

2. Предложение - количество товара, которое продавец готов продать в конкретном месте по определенной цене.

3. Цена - денежное выражение стоимости товара.

Виды цены:

1. Цена спроса - максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар.

2. Цена предложения - минимальная цена, по которой продавец готов продать товар.

 

Противостояние цены спроса и цены предложения порождают рыночную цену.

Закон спроса - гласит, что чем выше цена товара, тем меньше спрос.

Закон предложения - гласит, что чем выше цена, тем выше предложение.

Факторы влияющие на величину спроса:

- доходы покупателей

- цена

- мода

- наличие аналогичных товаров - заменителей

- ожидание инфляции / дефицита товара

 

Факторы влияющие на величину предложения:

- наличие аналогичных товаров - заменителей

- уровень развития технологий

- налоги (при повышении налогов предложение падает)

Вернуться к списку