14 Мая 2020

Прогресс – закон природы. (Вoльтер)

Идея Вольтера заключается в том, что прогресс неизбежен, он заложен в человека природой. Общество не стоит на месте, и развивается не только по своим законам, но и по законам природы. Прогресс есть естественный процесс. На этот философский вопрос ответ ищет наука о наиболее общих законах развития природы и общества. Обратимся к теории.

Прогресс (от латинского «движение вперед») – направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед.   Прогресс – противоречивый процесс. И он на прямую связан с регрессом. Прогресс в одной области сопровождается регрессом в другой. Прогрессивные изменения в одной области сопровождается регрессивными изменениями в другой области. События и социальные изменения признанные прогрессивными имеют позитивные проявления и последствия и негативные проявления, и последствия. Например, из истории мы знаем об открытии в области ядерной физики, которое позволило создать новый источник энергии, создать диагностику-радиоавтографию, которая спасла многие жизни, но с другой стороны, эти же открытия в области ядерной физики привели к созданию атомного оружия, загрязнению окружающей среды (загрязнения из-за случившейся аварии на АЭС Фукусима-1, на Чернобыльской АЭС), сюда же можно отнести и цену прогресса. Так же основной чертой прогресса является его относительность. Никакое изменение не является прогрессивным или регрессивным само по себе. Прогресс – это то, что общество принимает за прогресс. Есть области к которым понятие прогресса неприменимо. Такой областью является искусство. Например: нельзя сказать, что современное искусство Древнего Египта прогрессивнее, допустим, искусства Месопотамии.

 

Существуют критерии общественного прогресса такие как развитие разума, нравственный критерий прогресса, приближение к правовому устройству, осознание свободы, развитие производительных сил, включая развитие и самого человека. Обратимся к автору цитаты, чтобы определить критерий прогресса, который он выделил в своем высказывании. Вольтер, живший в 18 веке в эпоху Просвещения и являющийся сторонником эмпиризма, пытался объяснить, что такое прогресс, не с религиозной точки зрения, а с научной, руководствуясь разумом и тем, что видит и чувствует. Вольтер называет такой критерий прогресса как развитие разума. Объясняя это не с религиозной точки зрения, а с научной, он пытался сказать, что прогресс – не закон Бога, а закон природы.

Сегодня главным критерием прогресса выносят Гуманистический критерий прогресса, который позволяет посмотреть на ситуацию в общем и целом в отличие от остальных критериев, которые дают картину только одной сферы жизни общества. Он включает в себя среднюю продолжительность жизни, уровень образования степень соблюдения прав человека, отношение к природе и т.д. Этот критерий прогресса можно назвать по-настоящему комплексным, универсальным и важным. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

    Прогресс есть стремление к не достижимому совершенству. Можно провести аналогию между прогрессом и таким явлением как «Апеллесова черта», о котором Б. Пастернак написал повесть. Согласно легенде Апеллес (греческий художник, служивший при дворе Александра Македонского) изобразил на стене столь тонкую, идеальную линию, какую никто из художников-современников не изобразил бы при всем старании. Апеллес стремился к идеалу (читать прогрессу) – выводил идеальную линию. Теперь «Апеллесова черта» - есть стремление к недостижимому совершенству, как и прогресс. Все что создает природа недостижимо по уровню развития, а прогресс, являясь законом природы – стремление к недостижимому совершенству.

Прогресс – естественный природный процесс, который связан с обществом. Человек стремится развиваться, улучшать условия жизни, создавать новое. Объяснение этого стремления можно найти и в пирамиде потребностей Маслоу, которая состоит из физиологических, экзистенциальных, социальных потребностей, престижа и духовных потребностей, а известно, что человек – это существо био-психо-социо-духовное. Тогда можно сделать вывод, что физиологические, социальные и духовные потребности обусловлены сущностью человека, а вот потребности в престиже, комфорте и безопасности — это уже потребности, обусловленные стремлением человека к чему-то лучшему. Например, если древнему человеку было достаточного шалаша, чтобы удовлетворить потребность в крыше над головой, то современный человек делает свой дом максимально комфортным, используя современные технологии. Современный человек стремится удовлетворить потребности в комфорте, и эта потребность является мотивацией создавать новое, более удобное.

Таким образом, прогресс- это противоречивый, относительный и естественный для человека процесс, стремления к совершенству и развития.

 

ДРУГИЕ ЭССЕ ВЫ МОЖЕТЕ УВИДЕТЬ В РАЗДЕЛЕ БАНК МИНИ-СОЧИНЕНИЙ

 

Вернуться к списку