СМИ как институт политической системы.
Средства массовой информации – это средства передачи и распространения информации среди широких слоев населения и имеющие публичный характер.
СМИ — это важный социальный институт и инструмент управления людьми.
К СМИ относят: телевидение, печать, радио и интернет.
На сегодняшний момент радио является самым доступным и самым дешевым СМИ на планете. Так, в большинстве районов мира, любой желающий может авторадио слушать онлайн бесплатно. Радио ничего не показывает, а только говорит, оперируя тремя звуковыми эффектами: слово, звуковой шум и музыка. Радио создает настроение, мысленные образы, зачастую не являясь центром внимания. Тем самым оказывает существенное влияние на формирование определенных чувств, настроений и мыслей слушателей.
Признаки СМИ:
1. Специальные технические средства распространения информации;
2. Периодический характер;
3. Массовость;
4. Один источник сигнала;
5. Обязательная регистрация.
Функции СМИ как политического института:
1. Закрепление и воспроизведение общественных отношений;
2. Регулирующая;
3. Интегрирующая;
4. Социализирующая;
5. Воспитательная;
6. Формирование общественного мнения.
Функционирование СМИ обеспечивается работой тысяч журналистов, редакторов, инженеров и техников. Все они объединены в специализированные учреждения и организации, располагающих специализированной техникой.
Деятельность СМИ регулируется соответствующими правовыми нормами, основным из них является ФЗ «О средствах массовой информации».
Структура медиа системы:
1 – уровень: электронные государственные СМИ, которые формируют общегосударственное информационное пространство.
2 – уровень: негосударственные печатные и электронные СМИ общегосударственного, межрегионального и регионального масштаба.
3 – уровень: региональные электронные и печатные СМИ, находящиеся под контролем местных администраций.
4 – уровень: интернет.
Модели регулирования СМИ:
1. Модель государственного регулирования: иерархическая система управления СМИ из единого центра, государственное финансирование деятельности СМИ, государственный контроль содержания и публикации (цензура).
2. Модель доверительного управления: СМИ являются собственностью общества и их регулирование основывается на трех принципах:
А) общественное финансирование;
Б) общественный контроль;
В) общественный характер частот вещания.
3. Рыночная модель: вещатели и издатели обладают правами частной собственности на СМИ. Деятельность СМИ, содержание передач практически полностью определяется коммерческой выгодой.