ЕГЭ по литературе 2020 года.
Единый государственный экзамен по литературе состоит из двух частей. Первая часть состоит из заданий эпического, лироэпического, драматического и лирического характера. Вторая часть состоит из сочинения (размер не менее 200 слов), где необходимо выбрать одну из предложенных четырех тем.
Всего в ЕГЭ по литературе проверяется знания по восьми направлениям:
1. Древнерусская лит-ра
2. Литература 18 века
3. Литература первой половины 19 века
4. Литература второй половины 19 века
5. Литература конца 19 начало 20 века
6. Литература первой половины 20 века
7. Литература второй половины 20 века
8. Литература начала 21 века
Максимальный первичный балл за всю работу ЕГЭ в 2019 году составил 58 баллов.
Общее время выполнения работы – 235 мин.
В 2019 году ЕГЭ по литературе сдавало более 48 000 человек.
Средний тестовый балл составил 62.
Балльный порог по литературе составил 15 баллов. В 2019 году порог не преодолели лишь 4% сдающих.
Содержательный блок «Из литературы ХVIII в.» в 2019 г. представлен комедией Д.И. Фонвизина «Недоросль». Содержательный блок «Из литературы первой половины ХIХ века» в 2019 году представлен произведениями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
В открытых вариантах КИМ 2019 г. литература первой половины Х1Х в. была представлена в заданиях высокого уровня сложности поэмами М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и комедией Н.В. Гоголя «Ревизор», а в базовой части и заданиях повышенного уровня сложности – романом А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Содержательный блок «Из литературы второй половины ХIХ в.» в КИМ 2019 г. применительно к анализу текста был представлен драмой А.Н. Островского «Гроза», романами И.С. Тургенева «Отцы и дети», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Экзаменуемым также предлагались темы сочинений по поэзии А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, романам И.С. Тургенева «Отцы и дети», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина и его роману «История одного города».
Массив текстов, входящих в содержательные блоки «Из литературы первой половины ХХ века»; «Из литературы второй половины XX – начала XXI в.», был представлен эпическими произведениями: рассказами И.А. Бунина («Чистый понедельник»), романами М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» (по выбору экзаменуемого), творчеством Б.Л. Пастернака, поэзией А.А. Ахматовой (поэма «Реквием»), а также лирическими произведениями Н.М. Рубцова («Сентябрь»), Е.А. Евтушенко («Когда взошло твое лицо…»), В.А. Солоухина («Береза»), В.С. Высоцкого «Если я богат, как царь морской…» и «Сыновья уходят в бой»), Н.А. Заболоцкого («Дождь»). В целом экзаменуемые успешно справились с анализом лирического текста в единстве содержания и формы, продемонстрировав понимание идейного содержания и его образно-эмоционального воплощения.
Анализ статистических данных выполнен на основе выделения четырех уровней подготовки по литературе, в зависимости от которых экзаменуемые разделены на четыре группы:
группа 1 – экзаменуемые, не достигшие минимальной границы – 32 тестовых баллов; их доля составила 4% от общего числа сдававших экзамен;
группа 2 – экзаменуемые, достигшие минимальной границы или превысившие ее, но показавшие результат не выше 60 тестовых баллов; их доля составила 37,8% от общего числа сдававших экзамен;
группа 3 – экзаменуемые с результатом выполнения экзаменационной работы от 61 до 80 тестовых баллов; они составили 42,7% от общего числа сдававших;
группа 4 (высокобалльники) – наиболее подготовленные экзаменуемые, показавшие результат в диапазоне от 81 до 100 тестовых баллов; они составили 15,5% от общего числа.
В 2020 г. изменения в КИМ по литературе не планируются.