образование обществознания
История образования обществознания как учебной дисциплины отправляет нас в начало XX века. Так, впервые школьная программа тогда ещё обществоведение была утверждена Народным комиссариатом просвещения в 1925 г.
В её основу легла задача изучения современности. В этом ей должна была помогать история, как пример иллюстрации общественных процессов.
К 1927 году обществоведение стало общеобязательным предметом во всех школах.
В 1936 году была принята новая Конституция СССР и в этой связи и новая одноименная школьная дисциплина. Несложно догадаться, что новый курс подразумевал собой изучение текста действующей на тот момент Конституции. Данный курс преподавался в 7 классе.
При изучении курса учителям рекомендовалось приводить соответствующие примеры из жизни и деятельности отдельных людей, учреждений и организаций, а также из законодательных актов и статистики.
Разрешалось также приводить примеры из жизни зарубежных стран, но при этом условии - данные примеры должны были иллюстрировать коммунистическое воспитания молодёжи.
В 1947 году школьный перечень дисциплин пополнился ещё двумя обществоведческими - логикой и психологией. Которые уже в 1955 были упразднены в целях борьбы с перегрузкой школьников.
Фрагмент учебной программы курса общество знания 1962 года:
1. Диалектически исторический материализм - основа научного мировоззрения.
2. Социализм - первая фаза коммунистического общества.
3. КПСС - руководящая и направляющая сила советского общества.
4. Пути постепенного перерастания социализма в коммунизм.
5. XX век - век торжества коммунизма.
Как мы видим из приведенного фрагмента, в советское время, курс обществознания представлял собой идеологическое пропагандирование коммунизма.
Однако в условиях развертывающейся перестройки, многим преподавателям пришлось расстаться с пропагандистскими штампами и стереотипами. Для учителей ставились уже совсем другие задачи:
1. Отход от догматических методик.
2. Отказ от авторитарности.
3. Отказ от материалов и методик, не интересных учащимся.
4. Использование собственного опыта учащихся.
В последующие годы методика преподавание общество знания было полностью пересмотрено и на первые роли вышли новые положения:
1) поворот курса к проблемам человека;
2) акцент на личностный аспект;
3) усиление связи курса с жизнью;
4) усиление направленности на выработку умений.
В настоящее время курс общество знания включает себя пять основных самостоятельный дисциплин - политология, правоведение, экономика, социология, философия.