Потребности определяют поведение.
«Потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения-движения физических тел» (б.ф.ломов)»
Автор данного утверждения ,советский ученый Борис Ломов ,затрагивает в своем высказывании такую актуальную проблему, как проблема роли потребностей в деятельности человека. Смысл высказывания заключается в том,что наши потребности лежат в основе наших поступков, нашего поведения. Они ведут и направляют людей к разным видам деятельности. Рассмотрим потребности с теоретической стороны.
Итак, из курса обществознания нам известно, что потребности есть переживаемая осознаваемая нужда человека в том, что необходимо для поддержания условий его жизнедеятельности и для качественного развития личности. По классификации пирамиды Маслоу потребности могут быть первичными и вторичными. К первичным относятся биологические и экзистенциальные потребности, а ко вторичным социальные, престижные и духовные. Также, потребности могут быть реальными и мнимыми. Потребности –главные побудители к деятельности человека, но не единственные. Другие побудители к деятельности –это интересы (целенанаправленное отношение человека к какому либо объекту его потребности),мотив (внутренее побуждение к деятельности) и др. Теперь рассмотрим потребности на практическом уровне.
Например, в 2014 году 16-ти летняя жительница Токио Такида чувствовала необходимость добиться общественного признания. Она из семьи военных, у нее семеро братьев и сестер, родители никогда не уделяли его должного внимания, не хвалили ее, не замечали. Такида захотела все изменить и добиться уважение родителей к ней. Ее интересовала проблема преступности в токио, она начала создавать проекты по предотвращению правонарушений, писала планы, создавала макеты. Ее работы заметили и поощрили, Такида прославилась на весь город ,получила премию, люди уважали и любили ее и родители, наконец, похвалили ее, уважали ,были горды своей дочерью. Таким образом, девочка «закрыла» ее престижные потребности, она получила общественное признание и добилась внимания родителей, закрыла свою внутреннюю пустоту и была очень счастлива. Но с другой стороны, потребности могут приводить и к негативным последствиям. Чаще всего такие потребности-это мнимые потребности.
Примером негативного последствия потребностей может послужить поступок героя из произведение Ф.М.Достоевского «преступление и наказание». Раскольников создал свою собственную теорию, ему было необходимо доказать ее, почувствовать себя «великим», как люди, с которыми он себя сравнивал. Ему потребность заключалась в самоутверждении перед самим собой. Чтобы доказать свою теорию, он убил человека. Теория- мотив его потребности. Он не смог ее доказать и не смог удовлетворить его потребность, ведь убийство не было его реальной потребностью ,не смог утвердиться. Тем самым, зачастую наши потребности не являются реальными ,т.е. действительно нам необходимые. Но тем не менее, в значительной степени влияют на поведение людей.
Подводя итоги, могу подчеркнуть значимость слов Ломова, потребности действительно властны над людьми и играют большую в роль в нашей активной жизни. Но только люди создают эти потребности и только люди решают реальные их потребности или нет.