Как правильно решать задания, где необходимо различать фактический характер, характер оценочных суждений и характер теоретических утверждений.
Для того, чтобы выполнять успешно подобные задания необходимо четко различать фактический характер, характер оценочных суждений и характер теоретических утверждений.
Фактическим характером принято называть действие в реальности, какое-то реальное событие, которое можно привязать к конкретному времени или месту; явление или существующее положение дел.
Признаками, помогающим Вам определить фактический характер - это:
- наличие в предложении чисел, определяющих дату, количество, проценты и т.д. (ВЦИОМ провел соцопрос, по результатам которого, 50% опрошенных высказались удовлетворительно о своих результатах ЕГЭ);
- прошедшее время описываемого события (ЦСКА обыграл в последнем матче лиги чемпионов ПСВ);
- цитата конкретного человека ( Аристотель сказал: "Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю).
Оценочные суждения носят субъективный характер, т.е. мнение человека, которые могут содержать как положительные, так и отрицательные отзывы об объекте познания; различного рода прогнозы и предположения; различного рода сравнения и оценки.
Признаками, помогающим Вам определить оценочное суждение - это:
Фактическим характером принято называть действие в реальности, какое-то реальное событие, которое можно привязать к конкретному времени или месту; явление или существующее положение дел.
Признаками, помогающим Вам определить фактический характер - это:
- наличие в предложении чисел, определяющих дату, количество, проценты и т.д. (ВЦИОМ провел соцопрос, по результатам которого, 50% опрошенных высказались удовлетворительно о своих результатах ЕГЭ);
- прошедшее время описываемого события (ЦСКА обыграл в последнем матче лиги чемпионов ПСВ);
- цитата конкретного человека ( Аристотель сказал: "Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю).
Оценочные суждения носят субъективный характер, т.е. мнение человека, которые могут содержать как положительные, так и отрицательные отзывы об объекте познания; различного рода прогнозы и предположения; различного рода сравнения и оценки.
- наличие в предложении вводных слов (конечно, несомненно, очевидно, наверное, возможно, вероятно, кажется, думается, прежде всего, кроме того, напротив, с другой стороны,);
- предложение несет предположительных характер, т.е. предполагает наступление каких-либо последствий;
- мнение автора, обезличенное, т.е. когда непонятно кто конкретно это говорит ( мне кажется, я думаю, на мой взгляд ит.д.).
Теоретическое суждение это описание предмета или явления, зачастую фиксирующее научные знания: понятия, признаки, функции, виды предметов и явлений, их связи, закономерности развития.Самая распространенная ошибка это когда путают теоретическое утверждение и фактический характер. Запомните!!! Факт описывает событие, а теория описывает предмет или явление.
Рекомендации к выполнению подобных заданий:
Во-первых, внимательно читайте текст полностью, осмысливайте его содержание. Не следует пытаться определять характер того или иного положения вне общего контекста задания.
Во-вторых, последовательно анализируйте каждое положение текста, соотносите его с имеющимися знаниями о факте, оценке или теории.
В-третьих, обязательно еще раз перепроверьте себя.
- предложение несет предположительных характер, т.е. предполагает наступление каких-либо последствий;
- мнение автора, обезличенное, т.е. когда непонятно кто конкретно это говорит ( мне кажется, я думаю, на мой взгляд ит.д.).
Теоретическое суждение это описание предмета или явления, зачастую фиксирующее научные знания: понятия, признаки, функции, виды предметов и явлений, их связи, закономерности развития.Самая распространенная ошибка это когда путают теоретическое утверждение и фактический характер. Запомните!!! Факт описывает событие, а теория описывает предмет или явление.
Рекомендации к выполнению подобных заданий:
Во-первых, внимательно читайте текст полностью, осмысливайте его содержание. Не следует пытаться определять характер того или иного положения вне общего контекста задания.
Во-вторых, последовательно анализируйте каждое положение текста, соотносите его с имеющимися знаниями о факте, оценке или теории.
В-третьих, обязательно еще раз перепроверьте себя.
Если разбирать последовательно пример, приведенный выше, то стоит отметить, что предложение под буквой А носит фактический характер, так как отражает факты исследования. Предложение под буквой Б также является фактом, дополняя предыдущую информацию о событии, в частности отражает, какой вопрос задавался при исследовании. Предложение, обозначенное буквой В, несет в себе определение понятия налог и является теоретическим утверждением. Предложения Г и Д являются оценочными суждениями, так как отражают отношение автора к упомянутой проблеме.
Теперь Вы можете потренироваться в решениях такого рода заданий в разделе Тесты.