Рассказ на тему: "Как учились раньше?".
В своем рассказе на тему "Как учились раньше?" я хотел бы описать учебу наших родителей во времена СССР с его коммунистической идеологией и плановой экономикой, и школу в начале зарождения современного суверенного государства Российская Федерация в период 90-хх годов, когда был переходный период от авторитарного строя к демократическому.
Свое повествование я думаю начать с рассказа об обучении в 90-х годах прошлого столетия, так как оно более приближено к современному образованию. Хотя конечно стоит отметить тот факт, что в тот период школы были практически предоставлены сами себе.
Российское образование берет свое начало с распада Советского союза. Первым шагом было создание 10 летней школы, которая пришла на смену советской 11 летней. Дети шли в первый класс и до конца третьего класса сидели в одном кабинете, занимаясь с одним учителем по всем предметам, кроме музыки и физкультуры. Затем они переходили сразу в пятый класс, где уже школьники бегали по разным кабинетам. Например, кабинет под номером 1 был закреплен за алгеброй и геометрией, кабинет под номером 2 был закреплен за физикой, 3 за химией и т.д.
По окончании девятого класса перед школьниками стоял выбор: остаться в 10-11 классах или уйти из школы для поступления в средне-профессиональное образовательное учреждение, такое как техникум, колледж, профессиональный лицей. Если говорить об оставшихся учениках в 10-11 классах в процентном соотношении от общего числа учеников в 9 классе, то их было порядка 30 процентов.
В 90-е годы в школу родители детей отдавали начиная с 6 летнего возраста. Однако немало было и тех, кто приводил свое чадо в восьмилетнем возрасте, особенно это касалось "осенних" детей.
В силу неразвитости экономики и преобладающего экономического кризиса в продаже не было практически ни учебников, ни пособий. Администрация школы закупало всю необходимую литературу и в начале учебного года выдавало ее под роспись ученикам. По наступлению окончания учебного года, все учебники сдавались обратно в школьную библиотеку. Для тех учеников, кто потерял или испортил учебник, предусматривался штраф в размере стоимости такого учебника.
В связи со сложной ситуацией в обществе, в школах не было ни кружков, ни спортивных секций, ни театров и спектаклей. Дети были предоставлены сами себе. Лишь к началу 2000-х гг. в школах начали более менее нормально функционировать детские лагеря на лето.
Все самые знатные события сводились к первомайской эстафете на первенство города по легкой атлетике и к масштабным субботникам по уборке близлежащей роще. Отдельное внимание уделялось празднованию 1 сентября и последнего звонка. Ну и конечно, апофеозом всех школьных внеклассных событий был выпускной.
Из школьных учителей того времени запомнился больше всего учитель физики. Это был старичок с безумно дикими глазами и вспыльчивым характером. Запустить мел в ученика было его обычным делом. Вспомнился один случай, когда местный хулиган Миша в 7 классе натер школьную доску свечным парафином. Естественно, когда начался урок и учитель физики захотел написать на доске тему урока, у него ничего не вышло. Класс не смог сдержать смех. Но когда старик взял в руки указку все тут же притихли и начали коситься на Михаила. Тут учитель все понял и когда его взгляд встретился с взглядом Михаила, последний рванул из класса. Старичок с молодежной реакцией ринулся за ним. Так они и бегали с этажа на этаж, пока их не остановил директор школы и не отвел к себе в кабинет. Что там было остается только догадываться.
Что касается образование в советском союзе, то оно, в первую очередь, отличалось большим вниманием со стороны государства. В школах активно пропагандировалась коммунистическая идеология. Детей с ранних лет приучали к труду, патриотизму, к коллективным ценностям. Школы были оборудованы всем необходимым для комфортного обучения. Действовали различные кружки, секции. Был обязательный спортивный экзамен ГТО. Были торжественные посвящения в октябрята и пионеры. Была единая школьная форма. Детей принимали в школы с 6 летнего возраста. Длительность обучения начиная с 70-х годов составляла 11 лет. С восьмого класса в школах были профориентирующие дисциплины, такие как "Основы производства и выбор профессии". В сельских школах вводилась дисциплина "Машинное дело". Для детей издавались специальные журналы: "Мурзилка", "Юный техник", "Юный натуралист".
Подводя итог своему рассказу, хотелось бы высказать собственное мнение на процесс обучения. Я считаю, что учиться надо уметь. И именно школа учит нас учиться. Именно школа прививает нам любовь к учебе. Люди, учитесь любить учиться!