Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Обществознание ЕГЭ.
Рынок - место обмена материальными благами.
Классификация рынков:
А) организационный критерий (чистая конкуренция, несовершенная конкуренция)
Б) пространственный критерий (локальный, региональный, национальный, мировой)
В) функциональный (рынок труда, рынок товаров и услуг)
Г) по характеру продаж (оптовый, розничный)
Д) по уровню насыщения (насыщенный, дефицитный. равновесный)
Е) по соответствию закону: легальный и нелегальный черный
Функции рынка:
посредническая - рынок выступает своего рода посредником между продавцами и покупателями
ценообразование - в ходе конкуренции и столкновения цены спроса и цены предложения образуется равновесная (рыночная) цена товара
информационная - рынок сообщает о размерах производства и потребления продукции
регулирующая - перетекание капиталов из менее выгодных отраслей в более выгодные
санирующая - освобождение экономики от неэффективной экономической деятельности
интеграционная (мировая экономика)
инновационаая (поиск новых технологий).
Признаки свободного рынка:
1. Нерегулируемые предложение, цена и спрос.
2. Доступ на рынок для любого производителя
3. Конкуренция.
4. Мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Рыночный механизм - это система взаимодействия основных элементов рынка.
Главные элементы рыночного механизма:
1. Спрос - количество товара определенного вида, которое покупатель готов купить по определенной цене.
2. Предложение - количество товара, которое продавец готов продать в конкретном месте по определенной цене.
3. Цена - денежное выражение стоимости товара.
Виды цены:
1. Цена спроса - максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар.
2. Цена предложения - минимальная цена, по которой продавец готов продать товар.
Противостояние цены спроса и цены предложения порождают рыночную цену.
Закон спроса - гласит, что чем выше цена товара, тем меньше спрос.
Закон предложения - гласит, что чем выше цена, тем выше предложение.
Факторы влияющие на величину спроса:
- доходы покупателей
- цена
- мода
- наличие аналогичных товаров - заменителей
- ожидание инфляции / дефицита товара
Факторы влияющие на величину предложения:
- наличие аналогичных товаров - заменителей
- уровень развития технологий
- налоги (при повышении налогов предложение падает)