Социальная аномия.
Впервые термин аномия употребил в своей работе «О разделении общественного труда» Э. Дюркгейм. Позже, через 4 года в своем труде «Самоубийство» он окончательно сформулировал законченное определение аномии, согласно которому, аномия представляет такое состояние положения дел в обществе, при котором происходит уничтожение регуляторов поведения.
В переводе с французского, термин аномия в буквальном смысле означает - беззаконие.
Социальная аномия представляет собой разрушение ценностных основ общества, без новой сформировавшейся системы ценностей. Характеризуется высоким уровнем социальной неопределенности, беззаконием, отсутствием заботы о благосостоянии населения страны.
В период аномии социальные нормы теряют свою силу и перестают регулировать поведение людей в обществе. В обществе наступает ценностно-нормативный кризис, люди теряют ориентацию, что способствует росту девиантного поведения.
Основной тезис в теории аномии звучит как «уровень девиантного поведения в обществе обратно пропорционален степени социальной интеграции».
Наличие множества линий поведения, толком не урегулированный, может привести к тому, что человек теряет линию стабильного поведения, и соответственно, может потерять смысл и цель жизни. Отсюда вытекает высокий риск самоубийств в обществе.
Причины появления аномии:
· Несправедливое распределение труда
· Общественно-экономические кризисы
· Общественные катаклизмы
· Быстро изменяющаяся социальная реальность.
Роберт Мертон разработал пять идеально-типических реакций на аномию:
1. Конформизм (подчинение большинству в ущерб своему желанию) – законопослушание.
2. Инновация (принятие новой реальности при отвержении предлагаемых государством средств) – рэкет, воровство.
3. Ритуализм (эмоциональное принятие средств, при отказе от целей) – махинация, подлоги.
4. Ретретизм (отвержение предлагаемых целей и средств) – анархизм, наркомания
5. Мятеж (полный отказ от старых ценностей и норм, попытка заменить их новыми) – бунт, революция.