термины с признаками для 18 задания ЕГэ 2025


шпаргалка по обществу егэ 2025


ШПАРГАЛКА ПО ОБЩЕСТВУ ДЛЯ ОГЭ 2025


АВТОРСКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЕГЭ 2025


РЕПЕТИТОР ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДИСТАНЦИОННО


TELEGRAM




 
29 апреля 2020

 «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать законы и суды» О.Мирабо

О.Мирабо: «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать законы и суды». В своем высказывании автор поднял идею о соотношении норм морали и права. Смысл этого высказывания в том, что моральные нормы намного лучше регулируют взаимоотношения между людьми внутренний мир самого человека.

В обществоведческой теории нормы морали и права очень часто сравниваются. Дело в том, что и те, и другие призваны регулировать человеческие отношения, определять поступки. Мораль возникла задолго до права, она основывается на представлениях о добре и зле, о чести и бесчестии, о справедливости и жестокости. Мораль нигде не закреплена письменно, она существует в сознании народа и передается из поколения в поколение. Нормы права возникли намного позднее и, имея, по сути, в основе нормы морали, нередко отступают от нее. Следующее сходство и

одновременно различие этих норм заключается в том, что за их неисполнение/нарушение следуют социальные санкции, однако, за неисполнение норм морали - неформальные, а за неисполнение правовых - формальные санкции. И, если за нарушение моральных норм человек может подвергнуться лишь общественному порицанию, то за нарушение права он понесет определенную юридическую ответственность. Однако, важнее все-таки прививать нравы, потому что зачастую именно ими и моралью руководствуются люди в своих поступках, и если человек тверд в своих

убеждениях и принципах, ничто не заставит его от них отказаться.

Приведу пример из истории. Всем известна комсомолка Зоя Космодемьянская - совсем ещё молодая девушка, в годы Великой Отечественной войны бывшая активной партизанской, но потом попавшая в плен к немцам. Фашисты пытали её, пытаясь выведать нужную информацию, но она стойко вытерпела все, не сказав ничего врагам. Конечно, за предательство в те времена карали строго, но страх ли двигал ею? Отнюдь. Она не могла даже подумать о предательстве, у неё были крепкие внутренние убеждения, которые она не преступила. Потому что была воспитана в патриотическом духе той эпохи, когда все эти чувства воспитывались и насаждались. Ведь и в годы войны находились предатели Родины, не остановившиеся перед страхом казни за этот поступок.

Другой пример, когда людьми двигает именно внутреннее убеждение, воспитанное с детства, приведу из личного опыта. Недавно я читала книгу «Капитанская дочка «Пушкина. В ней рассказывается о молодом человеке - Петре Гриневе. Он служит в крепости, на которую потом напал Пугачев. Петру удалось спастись, но там осталась его возлюбленная - Маша Миронова. Гринев отправляется в крепость - к Пугачеву, подозревая, что его могут обвинить в предательстве. Но ведь мог он не делать этого? Ведь нет такого закона, обязывающего спасать из плена своих

друзей? Но Петром двигали иные побуждения и ценности, нормы морали - нормы чести, заложенные когда-то его родителями.

Итак, очевидно, что воспитывать нравственность в людях намного важнее. Внешние позывы и стимулы оказываются бессильны там, где мораль и нравственность толкают людей на благородные поступки.

ДРУГИЕ ЭССЕ ВЫ МОЖЕТЕ УВИДЕТЬ В РАЗДЕЛЕ БАНК МИНИ-СОЧИНЕНИЙ

Вернуться к списку