«Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать законы и суды» О.Мирабо
О.Мирабо: «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать законы и суды». В своем высказывании автор поднял идею о соотношении норм морали и права. Смысл этого высказывания в том, что моральные нормы намного лучше регулируют взаимоотношения между людьми внутренний мир самого человека.
В обществоведческой теории нормы морали и права очень часто сравниваются. Дело в том, что и те, и другие призваны регулировать человеческие отношения, определять поступки. Мораль возникла задолго до права, она основывается на представлениях о добре и зле, о чести и бесчестии, о справедливости и жестокости. Мораль нигде не закреплена письменно, она существует в сознании народа и передается из поколения в поколение. Нормы права возникли намного позднее и, имея, по сути, в основе нормы морали, нередко отступают от нее. Следующее сходство и
одновременно различие этих норм заключается в том, что за их неисполнение/нарушение следуют социальные санкции, однако, за неисполнение норм морали - неформальные, а за неисполнение правовых - формальные санкции. И, если за нарушение моральных норм человек может подвергнуться лишь общественному порицанию, то за нарушение права он понесет определенную юридическую ответственность. Однако, важнее все-таки прививать нравы, потому что зачастую именно ими и моралью руководствуются люди в своих поступках, и если человек тверд в своих
убеждениях и принципах, ничто не заставит его от них отказаться.
Приведу пример из истории. Всем известна комсомолка Зоя Космодемьянская - совсем ещё молодая девушка, в годы Великой Отечественной войны бывшая активной партизанской, но потом попавшая в плен к немцам. Фашисты пытали её, пытаясь выведать нужную информацию, но она стойко вытерпела все, не сказав ничего врагам. Конечно, за предательство в те времена карали строго, но страх ли двигал ею? Отнюдь. Она не могла даже подумать о предательстве, у неё были крепкие внутренние убеждения, которые она не преступила. Потому что была воспитана в патриотическом духе той эпохи, когда все эти чувства воспитывались и насаждались. Ведь и в годы войны находились предатели Родины, не остановившиеся перед страхом казни за этот поступок.
Другой пример, когда людьми двигает именно внутреннее убеждение, воспитанное с детства, приведу из личного опыта. Недавно я читала книгу «Капитанская дочка «Пушкина. В ней рассказывается о молодом человеке - Петре Гриневе. Он служит в крепости, на которую потом напал Пугачев. Петру удалось спастись, но там осталась его возлюбленная - Маша Миронова. Гринев отправляется в крепость - к Пугачеву, подозревая, что его могут обвинить в предательстве. Но ведь мог он не делать этого? Ведь нет такого закона, обязывающего спасать из плена своих
друзей? Но Петром двигали иные побуждения и ценности, нормы морали - нормы чести, заложенные когда-то его родителями.
Итак, очевидно, что воспитывать нравственность в людях намного важнее. Внешние позывы и стимулы оказываются бессильны там, где мораль и нравственность толкают людей на благородные поступки.