«Если людоед пользуется вилкой и ножом – это прогресс?»
Своим высказыванием C. Ежи Лец хотел поставить проблему противоречивости общественного прогресса, которая выражается в обесценивании обществом моральных норм и принципов перед техническим прогрессом и человеческими стремлениями. Я согласна с мнением автора и в дальнейшем докажу свою точку зрения.
Обратимся к определению общественного прогресса: общественный прогресс – это направление в развитии, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Для раскрытия данного понятия также требуется определить его критерии. В своем вопросе автор приводит в пример вилку и нож - как критерий, характеризующий технический прогресс, к критериям также можно отнести: духовное и культурное развитие человека, рост продолжительности жизни и совершенствование производительных сил. Под людоедством автор подразумевает отсутствие моральных принципов у человека, что все чаще встречается в современном и быстро развивающемся в техническом плане мире. В этом и проявляется противоречивость прогресса. Принцип этого понятия заключается в том, что прогресс водной области может сопровождаться регрессом в другой.
Для доказательства своего мнения хочу привести пример из истории. Еще в начале 20 века ученые начали разрабатывать ядерное оружие, одним из которых является атомная бомба. В августе 1945 года на Японские города: Хиросиму и Нагасаки были сброшены две американские атомные бомбы. Города были буквально стерты с лица земли, а люди, находившиеся там погибали от последствий воздействия радиации даже спустя длительное время после катастрофы. Этот акт бесчеловечного уничтожения тысячей невинных жизней является примером того, что мораль и нравственность для современного общества, стремящегося лишь к достижению власти путем применения прогресса технической силы, не является важным элементом для его социального взаимодействия.
В фильме «Брестская крепость» идет повествование о наступлении фашистских захватчиков на территорию СССР в 1941 году. При захвате города немцы использовали огнемёты для уничтожения людей, вывода из строя технику противника. Захватчики без всякой жалости, милосердия применяли данное оружие к каждому, кто пытался им противостоять, они заходили в каждый дом и сжигали его дотла со всеми, кто находился внутри. Это оружие, активно применявшееся в период Второй мировой войны, безусловно является достижением техники, однако люди, использовавшие его, пренебрегали нормами морали и нравственности, что ставит под сомнение их человечность.
Таким образом, прогресс, достигающийся трудом человека, может отзываться губительными последствиями на нем же самом, если это используется вопреки нормам морали. В этом и проявляется противоречивость прогресса.