МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Мышление человека - это вид умственной деятельности, заключающейся в обобщенном отражении действительности, познании сущности вещей и явлений.
Этапы мышления:
формулировка вопроса;
решение задачи;
ответ на вопрос.
Методы мышления - это совокупность приемов, позволяющих сделать вывод. К методам мышления относят следующее: индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение и т.д.
Виды мышления:
а) образное (так мыслили первобытные люди);
б) теоретическое (современный мир);
в) знаковое (так мыслят ученые).
Формы мышления:
ü практическое (конкретно-действенное) - ремонт автомобиля;
ü художественное (конкретно-образное) - картина, повесть;
ü абстрактное (словесно-логическое) - теория, законы нравственности.
Основные мыслительные операции:
Анализ - разложение целого на части.
Синтез - объединение частей в единое целое.
Сравнение - сопоставление ряда явлений и предметов для выявления у них общего и различного.
Абстрагирование - отвлечение в процессе познания от определенных сторон, свойств, объекта познания с целью получения нового знания.
Дедукция - частное из общего (1.Все люди смертны. 2. Сократ человек. 3. Сократ смертен).
Индукция - метод рассуждения от частного к общему (1. Этот грач черный. 2. И этот грач черный. 3. Следовательно все грачи черные).
Деятельность человека - это поведение человека, направленное на преобразование окружающей среды с целью удовлетворение потребностей.
Признаки деятельности:
- осознанный характер;
- преобразовательный характер;
- целенаправленность.
Функции деятельности:
1. производственная;
2. социализирующая;
3. познавательная;
4. удовлетворение потребностей.
Элементы деятельности человека (структура деятельности):
1. Субъект деятельности - тот, кто осуществляет деятельность.
2. Объект деятельности - то на что направлена деятельность.
3. Средства деятельности -то с помощью чего осуществляется деятельность.
4. Мотив деятельности - то, что побуждает человека к деятельности.
5. Действия (конкретные шаги для достижения результата).
6. Цель деятельности - это желаемый результат деятельности.
7. Результат деятельности - это итог деятельности.
Классификация видов деятельности:
1. Практическая:
- материально-производственная деятельность (производство благ);
- социально-преобразовательная деятельность (изменение социальной жизни общества путем реформ, законов).
2. Духовная:
- ценностно-ориентировочная (воспитание, приобщение к религии);
- прогностическая деятельность (прогнозирование результатов);
- познавательная деятельность (получение новых знаний).
Основные виды деятельности:
Игра - имитация действительности, воображаемая обстановка.
Учение - получение знаний, умений, навыков.
Труд – это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого создается практически полезный результат.
Общение - это обмен информацией в обществе между людьми.
Виды общения:
а) доминантное - давление со стороны собеседника;
б) опосредованное - письмо;
в) вербальное - с помощью членораздельной речи;
г) служебное - общение в трудовом коллективе.
Творчество - высший вид деятельности людей, которое рождает нечто новое, никогда ранее не существовавшее.
Механизмы творческой деятельности:
Интуиция – способность непосредственного постижения истины, минуя опыт и логические рассуждения.
Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.
Фантазия - это способность к созданию новых, несуществующих образов.