"Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства" (Г. Филдинг).
Автор в данном высказывании поднимает проблему влияния совести и моральных норм на жизнь государства. Совесть сравнивается с правовым нормами, что говорит о высокой роли нравственности и моральных норм, взаимосвязи норм права и морали, связи общества и государства.
Я не совсем согласна с мнением автора - "законы совести восполняют упущения законодательства". Ведь государство не может полностью контролировать деятельность каждого человека с помощью норм права, поэтому совесть выступает дополнительным ориентиром в выборе манеры поведения. Как известно, совесть это один из элементов моральных норм, а под моральными нормами понимается правило поведение , закрепленное в сознании общества и поддерживаемое силой общественного мнения. Моральные нормы, наряду с нормами права, обычаями, традициями и религиозными нормами являются элементами социального контроля. Стоит также отметить, что моральные нормы более полно охватывают все сферы общественной жизни, затрагивая и дружбу и любовь. И нередки случаи, когда нормы совести и морали вступают в противоречия с нормами государства.
В жизни можно увидеть случаи, когда индивид слушается только моральных норм или наоборот подчиняется только законам. Так в некоторых государствах разрешена эвтаназия. Тут видно противоречие между законом и обществом. государство допускает то, что не допускает мораль. Таким образом, многие люди отказываются от абортов, в силу угрызения совести. Это и является проблемой дополнения законодательства совестью. Однако в этом случае эти дополнения как раз и противоречат друг другу.
Другим примером можно считать дуэль в жизни Александра Сергеевича Пушкина. Дуэли были запрещены государством, однако защищая свою честь, честь семьи и близких, великий поэт пересилил закон и дуэль состоялась.
Проанализировав вышеизложенное, я еще раз убедилась, что Филдинг был не совсем прав, что законы совести дополняют упущения законодательства. иногда человек готов идти за своим сердцем, даже против норм законодательства.