ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ.
Потребность - это необходимость удовлетворения человеком своих нужд.
Потребность – это переживания человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития личности.
При удовлетворении потребностей, происходит поддержание жизнеспособности человека.
Виды потребностей:
биологические (еда, сон, отдых);
социальные (общение, труд, самореализация, уважение);
духовные (идеальные) - поиск смысла жизни, потребность в образовании, в творчестве, в саморазвитии, в счастье.
Пирамида потребностей человека по А.Маслоу
Духовные: самореализация |
Престижные: уважение, статус. |
Социальные: общение, дружба. |
Экзистенциальные: потребность в безопасности. |
Физиологические: жажда, голод, сон. |
|
Существование потребностей обуславливает возникновение интереса.
Интерес - чувство человека, направленное на конкретный объект.
Виды интересов в зависимости от их носителя:
индивидуальные;
групповые;
общественные.
Мотивом называется побудительное желание человека совершать определенную деятельность. Зачастую мотивом выступает желание человека удовлетворить свою какую-нибудь потребность. Мотив выступает основой всех действий и поступков человека. Мотивом деятельности может выступать потребность, убеждения, интересы, влечения, социальные установки.
Мотив всегда субъективен, в том плане, что у каждого человека свои мотивы для той или иной активности. Один и тот же вид активности человека может вызываться разными потребностями.
Мотивы спортсмена: стремление достичь высоких результатов, достижение успеха, самоутверждение.
Мотивы ученого: самореализация, познавательный интерес, материальный мотив, социальный мотив.
Мотивы менеджера: стремление к власти, самоутверждение, материальный мотив.
Мотивы бывают осознанные и неосознанные, внешние и внутренние.
Направленность мотивов личности:
· Личные мотивы - эгоистическая направленность (себялюбие, личные интересы).
· Деловая направленность – направленность на задачу, где мотив связан непосредственно с самой деятельностью.
· Просоциальные мотивы – общественная направленность, мотивы, связанные с интересами других людей (альтруизм).
Эмоциональные мотивы:
1. Страх.
2. Самореализация.
3. Свобода.
4. Любовь.
5. Радость.
Социальные и нравственные мотивы:
1. Справедливость.
2. Порядочность.
3. Защита окружающей среды.
Предпочтения – это внимание, интерес к чему-то.
Предпочтения также влияют на поведение людей. Так, например, если у человека будет выбор, поиграть в карты или посмотреть фильм, то он выберет то, что ему будет интересней, следовательно, его дальнейшая досуговая деятельность будет зависеть от его предпочтений. Предпочтения человека не устойчивы во времени и могут меняться с возрастом.
Социальные ценности – это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть; это идеи, принципы, предметы и их свойства с точки зрения значения для жизни человека и общества.
Виды социальных ценностей.
- жизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
- универсальные ценности — жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;
- ценности межличностного общения — честность, бескорыстие, доброжелательность;
- ценности общественного признания — трудолюбие, социальное положение;
- демократические ценности — свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.