РЫНОК И РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Биржа - это юридическое лицо, предоставляющее организационные услуги для совершения сделок с товарами и ценными бумагами.
Виды бирж:
1. БИРЖА ТРУДА.
2. ВАЛЮТНАЯ БИРЖА.
3. ТОВАРНАЯ БИРЖА.
4. ФОНДОВАЯ БИРЖА.
Рынок - место обмена материальными благами.
Классификация рынков:
А) организационный критерий (чистая конкуренция, несовершенная конкуренция);
Б) пространственный критерий (локальный, региональный, национальный, мировой);
В) функциональный (рынок труда, рынок товаров и услуг);
Г) по характеру продаж (оптовый, розничный);
Д) по уровню насыщения (насыщенный, дефицитный, равновесный);
Е) по соответствию закону: легальный и нелегальный (черный рынок).
Функции рынка:
посредническая - рынок выступает своего рода посредником между продавцами и покупателями;
ценообразование - в ходе конкуренции и столкновения цены спроса и цены предложения образуется равновесная (рыночная) цена товара;
информационная - рынок сообщает о размерах производства и потребления продукции;
регулирующая - перетекание капиталов из менее выгодных отраслей в более выгодные;
санирующая - освобождение экономики от неэффективной экономической деятельности;
интеграционная (мировая экономика);
инновационная (поиск новых технологий).
Признаки свободного рынка:
1. Нерегулируемые предложение, цена и спрос.
2. Доступ на рынок для любого производителя.
3. Конкуренция.
4. Мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Рыночный механизм - это система взаимодействия основных элементов рынка.
Главные элементы рыночного механизма:
1. Спрос - количество товара определенного вида, которое покупатель готов купить по определенной цене.
2. Предложение - количество товара, которое продавец готов продать в конкретном месте по определенной цене.
3. Цена - денежное выражение стоимости товара.
Виды цены:
1. Цена спроса - максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар.
2. Цена предложения - минимальная цена, по которой продавец готов продать товар.
Противостояние цены спроса и цены предложения порождают рыночную цену.
Закон спроса - гласит, что чем выше цена товара, тем меньше спрос.
Закон предложения - гласит, что чем выше цена, тем выше предложение.
Факторы, влияющие на величину спроса:
- доходы покупателей;
- цена;
- мода;
- наличие аналогичных товаров – заменителей;
- количество покупателей;
- ожидание инфляции / дефицита товара.
Факторы, влияющие на величину предложения:
- наличие аналогичных товаров – заменителей;
- уровень развития технологий;
- налоги (при повышении налогов, предложение падает и наоборот.);
- таможенные пошлины;
- государственные субсидии и дотации;
- льготные условия кредитования.
При увеличении спроса, цена растет. При уменьшении спроса, цена падает.
При увеличении предложения цена падает. При снижении предложения цена растет.
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ 21 ЗАДАНИЕ.
Конкуренция - это борьба производителей за потребителей.
Виды конкуренции:
1. Ценовая (за счет снижения цены).
2. Неценовая (за счет более лучшего качества, более широкой рекламы).
Типы конкурентного рынка:
1. Рынок чистой конкуренции (см. свободный рынок) - совершенная конкуренция – множество фирм производят одинаковый товар без возможности контролировать цены.
2. Рынок несовершенной конкуренции - монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Монополия - это рынок на котором присутствует только один продавец и покупатель вынужден платить назначенную цену.
Олигополия - рынок на котором преобладают несколько крупных фирм.
Монополистическая конкуренция - рынок на котором существуют множество мелких фирм, которые продают дифференцированный, уникальный товар, имею возможность частично контролировать цены.