ТОП самых распространенных тем на ЕГЭ по обществознанию из блока «Человек и общество».
Автор: Бухтояров Е.В. https://t.me/punsta
Отличие человека от животного
Человек |
Животное |
Изготавливает орудия труда |
Использует только естественные орудия труда |
Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность |
Поведение подчинено инстинктам |
Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением, речью |
Не обладает |
Наличие подлинных (идут во благо) и мнимых (идут во вред человеку, например, вредные привычки) потребностей |
Только подлинные потребности |
Общие черты между человеком и животными:
1. Забота о потомстве.
2. Способность приспосабливаться к условиям окружающей среды.
3. Инстинкты и реакции.
4. Использование природных предметов.
5. Наличие биологических потребностей.
Индивид – это внешние отличительные черты человека (физиологические: цвет глаз, волос, рост, вес, темперамент). Каждый отдельный человек, как единичный представитель человеческого рода.
Личность – это внутренние особенности человека, т.е. его социальная характеристика (взгляды, мнения, интересы).
Личность характеризуется наличием таких важнейших социальных качеств, как самосознание и совесть, жизненные принципы и идеалы, способность учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества. Формируется в процессе социализации.
Отличия характеристик человека
Индивид (дано человеку от природы): |
Личность (дано человеку от общества): |
Организм Вес Рост Цвет глаз Темперамент Реакция Память Телосложение Биологические потребности Сообразительность Процессы психики |
Характер Речь Деятельность, преобразование природы Увлечения, хобби Мышление Добропорядочность Аккуратность Коммуникабельность Духовные и социальные потребности Мировоззрение Сознание |
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и свое место в нем.
Типы (формы) мировоззрения:
1. Обыденное (житейское) – опирается на здравый смысл, обыденность (суеверия, стереотипы, народные приметы).
2. Научное – основано на научных знаниях о мире.
3. Религиозное – основано на вере в сверхъестественное.
4. Мифологическое – основано на фантастическом повествовании о мире.
5. Гуманистическое – основано на нормах человеколюбия.
6. Философское – основано на определенной идеи и знаниях.
Структура мировоззрения:
а) идеи и идеалы;
б) духовные ценности;
в) знания;
г) убеждения;
д) установки;
е) принципы.
Истина – это соответствие представлений о предмете самому этому предмету.
Истина – это знание, которое соответствует действительности.
Признаки истины:
Практическое применение
Логичность
Соответствие законам природы
Объективность (истина всегда объективна)
Виды истины
Объективная (одна для всех) – Земля круглая.
Субъективная (у каждого своя) – моя мама самая лучшая, эта картина самая красивая.
Объективная истина бывает двух видов: абсолютная и относительная.
Абсолютная – неизменна ни при каких обстоятельствах, исчерпывающие знания о предмете.
Относительная – может меняться в зависимости от условий или от уровня познавательных способностей общества.
Элементы деятельности человека (структура деятельности):
1. Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность.
2. Объект деятельности – то на что направлена деятельность.
3. Средства деятельности – то с помощью чего осуществляется деятельность.
4. Мотив деятельности – то, что побуждает человека к деятельности.
5. Действия (конкретные шаги для достижения результата).
6. Цель деятельности – это желаемый результат деятельности.
7. Результат деятельности – это итог деятельности.
Классификация видов деятельности:
1. Практическая:
- материально-производственная деятельность (производство благ);
- социально-преобразовательная деятельность (изменение социальной жизни общества путем реформ, законов).
2. Духовная:
- ценностно-ориентировочная (воспитание, приобщение к религии);
- прогностическая деятельность (прогнозирование результатов);
- познавательная деятельность (получение новых знаний).
Основные виды деятельности:
Игра – имитация действительности, воображаемая обстановка.
Учение – получение знаний, умений, навыков.
Труд – это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого создается практически полезный результат.
Общение – это обмен информацией в обществе между людьми.
Потребность – это переживания человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития личности.
При удовлетворении потребностей, происходит поддержание жизнеспособности человека.
Виды потребностей:
биологические (естественные) – еда, сон, отдых;
социальные – общение, труд, самореализация, уважение;
духовные (идеальные) – поиск смысла жизни, потребность в образовании, в творчестве, в саморазвитии, в счастье.
Понятие общества в широком смысле:
Общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, представляющая собой формы организации и способы взаимодействия людей.
Общество – все население земли в прошлом, настоящем и будущем.
Понятие общества в узком смысле:
1. Общество как группа людей, объединенная неким общим признаком, интересами (общество книголюбов).
2. Общество как характеристика определенного исторического этапа в развитии человечества (средневековое общество).
3. Общество как отличительные особенности жизни конкретной страны (российское общество).
4. Общество как все население Земли в целом (человеческая раса).
Характерные черты традиционного общества:
Экономика: господство натурального хозяйства, экстенсивное производство, общинная собственность, основной фактор производства – земля.
Политическая сфера: абсолютная монархия, правовая незащищенность граждан, приверженность традициям и обычаям.
Социальная сфера: сословное деление общества (бояре, дворяне, купцы, духовенство, крестьяне, рабы), низкая социальная мобильность, коллективизм.
Духовная сфера: господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения, высокая степень стереотипизации и обобщения коллективного опыта.
Характерные черты индустриального общества:
Экономика: развитая промышленность, интенсивные методы производства, революция в технике и технологиях, индустриализация общества, основной фактор производства – капитал.
Политика: расширение прав и свобод, появление демократии, разделение властей.
Социальная сфера: классовое деление (буржуазия и пролетариат), рост социальной мобильности, формирование гражданского общества, урбанизация.
Духовная сфера: рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки, появление массовой культуры, СМИ.
Характерные черты постиндустриального общества:
Экономика: сфера производства уступает сфере услуг, компьютеризация, информация как фактор производства, наукоемкие технологии, основной фактор производства – информация.
Политика: формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии.
Социальная сфера: профессиональное деление общества, развитие гражданского общества, высокий удельный вес среднего класса.
Духовная сфера: приоритет отдается науке и образованию, высшей ценностью выступает честь и достоинство личности, широкое распространение экранной культуры.
Формы духовной культуры:
Признаки народной культуры:
Анонимность авторов;
Отсутствие специальной подготовки;
Основные жанры – это мифы, легенды, сказки, песни, танцы;
Передается преимущественно в устной форме.
Признаки элитарной культуры:
Сложность содержания;
Трудна для понимания неподготовленного зрителя (узкий круг лиц);
Главная цель – самовыражение автора (его полная свобода).
Признаки массовой культуры:
Легкость восприятия;
Низкая культурная ценность;
Главная цель – извлечение прибыли (коммерциализация культуры).
Наука – это сфера деятельности людей, направленное на получение и систематизацию знаний о мире.
Признаки науки:
а) стремление к объективности;
б) целенаправленность;
в) определенные методы;
г) точность;
д) особый язык;
е) выявление законов и закономерностей.
Функции науки:
социальная;
прогностическая;
производственная;
познавательная.
Уровни научного познания:
1. Эмпирический – включает чувственные формы познания;
2. Теоретический – включает рациональные формы познания.
Методы научного познания – это совокупность приемов и способов получения определенного результата.
Виды методов научного познания:
1. Эмпирические – наблюдение, эксперимент, опыт, систематизация и классификация, описание, фиксация данных;
2. Теоретические – анализ, синтез, индукция, гипотеза и др. мыслительные операции, логическое моделирование.
Виды групп наук:
Ø Естественные (физика, химия, биология, география, астрономия);
Ø Точные (математика, информатика);
Ø Технические (механика, робототехника, приборостроение);
Ø Гуманитарные (право, экономика, филология, русский язык, литература).
Тенденции (направления) развития образования:
1. Глобализация – единый мировой стандарт образования;
2. Гуманизация – внимание к личности, нравственному развитию, здоровью (школы для инвалидов, индивидуальная нагрузка);
3. Гуманитаризация – увеличение доли гуманитарных дисциплин в школьной программе;
4. Демократизация – свободный доступ к образованию;
5. Интернационализация – возможность получить образование за границей;
6. Компьютеризация – внедрение компьютерных технологий в школах;
7. Профилизация – школы с определенным уклоном в изучении предмета.
Искусство – это форма деятельности людей, направленная на отражение окружающего мира с помощью художественных образов.
Искусство носит субъективный характер (что для одного красиво, для другого ужасно).
Предмет искусства – мир людей и вещей.
Признаки искусства:
Образность;
Аллегоричность;
Эмоциональность;
Чувственность;
Субъективность.
Функции искусства:
· Эстетическая (познание мира по законам красоты);
· Гедонистическая (получение удовольствия);
· Воспитательная (приобщение к нормам морали);
· Познавательная (получение новых знаний);
· Компенсаторная (испытание положительных эмоций).
Виды искусства:
Архитектура;
Живопись;
Скульптура;
Театр;
Цирк;
Литература;
Кино;
Балет;
Музыка;
Эстрада;
Религия – вера в сверхъестественное, объединяющая людей в единую общность.
Признаки религии:
А) вера в сверхъестественное;
Б) организованное поклонение высшим силам (обряды и ритуалы);
В) стремление соотнести свою жизнь с требованиями Бога.
Функции религии:
Мировоззренческая;
Коммуникабельная;
Интегрирующая;
Утешительно-компенсаторная;
Регулирующая.
Стадии развития религии:
I. Родоплеменные древние верования:
а) тотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с животными);
б) фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов);
в) анимизм (существование духов и душ);
г) магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заклинаний.
II. Национально-государственные религии:
а) индуизм;
б) иудаизм;
в) конфуцианство.
III. Мировые религии:
а) буддизм (самая старая мировая религия);
б) ислам (самая молодая мировая религия);
в) христианство (самая распространенная религия).