термины с признаками для 18 задания ЕГэ 2025


шпаргалка по обществу егэ 2025


ШПАРГАЛКА ПО ОБЩЕСТВУ ДЛЯ ОГЭ 2025


АВТОРСКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЕГЭ 2025


РЕПЕТИТОР ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДИСТАНЦИОННО


TELEGRAM




 
20 мая 2024

ТОП самых распространенных тем на ЕГЭ по обществознанию из блока «Человек и общество».

   Автор: Бухтояров Е.В. https://t.me/punsta

 

Отличие человека от животного

Человек

Животное

Изготавливает орудия труда

Использует только естественные орудия труда

Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность

Поведение подчинено инстинктам

Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением, речью

Не обладает

Наличие подлинных (идут во благо) и мнимых (идут во вред человеку, например, вредные привычки) потребностей

Только подлинные потребности

 

Общие черты между человеком и животными:

1.                  Забота о потомстве.

2.                  Способность приспосабливаться к условиям окружающей среды.

3.                  Инстинкты и реакции.

4.                  Использование природных предметов.

5.                  Наличие биологических потребностей.

Индивид – это внешние отличительные черты человека (физиологические: цвет глаз, волос, рост, вес, темперамент). Каждый отдельный человек, как единичный представитель человеческого рода.

Личность – это внутренние особенности человека, т.е. его социальная характеристика (взгляды, мнения, интересы).

Личность характеризуется наличием таких важнейших социальных качеств, как самосознание и совесть, жизненные принципы и идеалы, способность учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества. Формируется в процессе социализации.

 

Отличия характеристик человека

Индивид (дано человеку от природы):

Личность (дано человеку от общества):

Организм

Вес

Рост

Цвет глаз

Темперамент

Реакция

Память

Телосложение

Биологические потребности

Сообразительность

Процессы психики

Характер

Речь

Деятельность, преобразование природы

Увлечения, хобби

Мышление

Добропорядочность

Аккуратность

Коммуникабельность

Духовные и социальные потребности

Мировоззрение

Сознание

 


 

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и свое место в нем.

Типы (формы) мировоззрения:

1. Обыденное (житейское) – опирается на здравый смысл, обыденность (суеверия, стереотипы, народные приметы).

2. Научное – основано на научных знаниях о мире.

3. Религиозное – основано на вере в сверхъестественное.

4. Мифологическое – основано на фантастическом повествовании о мире.

5. Гуманистическое – основано на нормах человеколюбия.

6. Философское – основано на определенной идеи и знаниях.

Структура мировоззрения:

а) идеи и идеалы;

б) духовные ценности;

в) знания;

г) убеждения;

д) установки;

е) принципы.


Истина – это соответствие представлений о предмете самому этому предмету.  

Истина – это знание, которое соответствует действительности.     

Признаки истины:

*                 Практическое применение

*                 Логичность

*                 Соответствие законам природы

*                 Объективность (истина всегда объективна)                

 

Виды истины

Объективная (одна для всех) – Земля круглая.

Субъективная (у каждого своя) – моя мама самая лучшая, эта картина самая красивая.

Объективная истина бывает двух видов: абсолютная и относительная.

Абсолютная – неизменна ни при каких обстоятельствах, исчерпывающие знания о предмете.

Относительная – может меняться в зависимости от условий или от уровня познавательных способностей общества.

   

Элементы деятельности человека (структура деятельности):

1. Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность.

2. Объект деятельности – то на что направлена деятельность.

3. Средства деятельности – то с помощью чего осуществляется деятельность.

4. Мотив деятельности – то, что побуждает человека к деятельности.

5. Действия (конкретные шаги для достижения результата).

6. Цель деятельности – это желаемый результат деятельности.

7. Результат деятельности – это итог деятельности.


Классификация видов деятельности:

1. Практическая:

- материально-производственная деятельность (производство благ);

- социально-преобразовательная деятельность (изменение социальной жизни общества путем реформ, законов).

2. Духовная:

- ценностно-ориентировочная (воспитание, приобщение к религии);

- прогностическая деятельность (прогнозирование результатов);

- познавательная деятельность (получение новых знаний).

Основные виды деятельности:

*                 Игра – имитация действительности, воображаемая обстановка.

*                 Учение – получение знаний, умений, навыков.

*                 Труд – это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого создается практически полезный результат.

*                 Общение – это обмен информацией в обществе между людьми.

 

Потребность – это переживания человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития личности.

При удовлетворении потребностей, происходит поддержание жизнеспособности человека.

Виды потребностей:

*                биологические (естественные) – еда, сон, отдых;

*                социальные – общение, труд, самореализация, уважение;

*                духовные (идеальные) – поиск смысла жизни, потребность в образовании, в творчестве, в саморазвитии, в счастье.

 

 

Понятие общества в широком смысле:

Общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, представляющая собой формы организации и способы взаимодействия людей.

Общество – все население земли в прошлом, настоящем и будущем.

Понятие общества в узком смысле:

1. Общество как группа людей, объединенная неким общим признаком, интересами (общество книголюбов).

2. Общество как характеристика определенного исторического этапа в развитии человечества (средневековое общество).

3. Общество как отличительные особенности жизни конкретной страны (российское общество).

4. Общество как все население Земли в целом (человеческая раса).

Характерные черты традиционного общества:

Экономика: господство натурального хозяйства, экстенсивное производство, общинная собственность, основной фактор производства – земля.

Политическая сфера: абсолютная монархия, правовая незащищенность граждан, приверженность традициям и обычаям.

Социальная сфера: сословное деление общества (бояре, дворяне, купцы, духовенство, крестьяне, рабы), низкая социальная мобильность, коллективизм.

Духовная сфера: господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения, высокая степень стереотипизации и обобщения коллективного опыта.

Характерные черты индустриального общества:

Экономика: развитая промышленность, интенсивные методы производства, революция в технике и технологиях, индустриализация общества, основной фактор производства – капитал.

Политика: расширение прав и свобод, появление демократии, разделение властей.

Социальная сфера: классовое деление (буржуазия и пролетариат), рост социальной мобильности, формирование гражданского общества, урбанизация.

Духовная сфера: рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки, появление массовой культуры, СМИ.

Характерные черты постиндустриального общества:

Экономика: сфера производства уступает сфере услуг, компьютеризация, информация как фактор производства, наукоемкие технологии, основной фактор производства – информация.

Политика: формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии.

Социальная сфера: профессиональное деление общества, развитие гражданского общества, высокий удельный вес среднего класса.

Духовная сфера: приоритет отдается науке и образованию, высшей ценностью выступает честь и достоинство личности, широкое распространение экранной культуры.

Формы духовной культуры:

Признаки народной культуры:

*                Анонимность авторов;

*                Отсутствие специальной подготовки;

*                Основные жанры – это мифы, легенды, сказки, песни, танцы;

*                Передается преимущественно в устной форме.

Признаки элитарной культуры:

*                Сложность содержания;

*                Трудна для понимания неподготовленного зрителя (узкий круг лиц);

*                Главная цель – самовыражение автора (его полная свобода).

Признаки массовой культуры:

*                Легкость восприятия;

*                Низкая культурная ценность;

*                Главная цель – извлечение прибыли (коммерциализация культуры).

Наука – это сфера деятельности людей, направленное на получение и систематизацию знаний о мире.

Признаки науки:

а) стремление к объективности;

б) целенаправленность;

в) определенные методы;

г) точность;

д) особый язык;

е) выявление законов и закономерностей.

Функции науки:

*                 социальная;

*                 прогностическая;

*                 производственная;

*                 познавательная.

Уровни научного познания:

1. Эмпирический – включает чувственные формы познания;

2. Теоретический – включает рациональные формы познания.

Методы научного познания – это совокупность приемов и способов получения определенного результата.

Виды методов научного познания:

1. Эмпирические – наблюдение, эксперимент, опыт, систематизация и классификация, описание, фиксация данных;

2. Теоретические – анализ, синтез, индукция, гипотеза и др. мыслительные операции, логическое моделирование.

Виды групп наук:

Ø    Естественные (физика, химия, биология, география, астрономия);

Ø    Точные (математика, информатика);

Ø    Технические (механика, робототехника, приборостроение);

Ø    Гуманитарные (право, экономика, филология, русский язык, литература).

Тенденции (направления) развития образования:

1.         Глобализация – единый мировой стандарт образования;

2.         Гуманизация – внимание к личности, нравственному развитию, здоровью (школы для инвалидов, индивидуальная нагрузка);

3.         Гуманитаризация – увеличение доли гуманитарных дисциплин в школьной программе;

4.         Демократизация – свободный доступ к образованию;

5.         Интернационализация – возможность получить образование за границей;

6.         Компьютеризация – внедрение компьютерных технологий в школах;

7.         Профилизация – школы с определенным уклоном в изучении предмета.

Искусство – это форма деятельности людей, направленная на отражение окружающего мира с помощью художественных образов.

Искусство носит субъективный характер (что для одного красиво, для другого ужасно).

Предмет искусства – мир людей и вещей.

Признаки искусства:

*                 Образность;

*                 Аллегоричность;

*                 Эмоциональность;

*                 Чувственность;

*                 Субъективность.

Функции искусства:

·                    Эстетическая (познание мира по законам красоты);

·                    Гедонистическая (получение удовольствия);

·                    Воспитательная (приобщение к нормам морали);

·                    Познавательная (получение новых знаний);

·                    Компенсаторная (испытание положительных эмоций).

Виды искусства:

*                 Архитектура;

*                 Живопись;

*                 Скульптура;

*                 Театр;

*                 Цирк;

*                 Литература;

*                 Кино;

*                 Балет;

*                 Музыка;

*                 Эстрада;

 

 

Религия – вера в сверхъестественное, объединяющая людей в единую общность.

Признаки религии:

А) вера в сверхъестественное;

Б) организованное поклонение высшим силам (обряды и ритуалы);

В) стремление соотнести свою жизнь с требованиями Бога.

Функции религии:

*                 Мировоззренческая;

*                 Коммуникабельная;

*                 Интегрирующая;

*                 Утешительно-компенсаторная;

*                 Регулирующая.

Стадии развития религии:

I. Родоплеменные древние верования:

а) тотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с животными);

б) фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов);

в) анимизм (существование духов и душ);

г) магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заклинаний.

II. Национально-государственные религии:

а) индуизм;

б) иудаизм;

в) конфуцианство.

III. Мировые религии:

а) буддизм (самая старая мировая религия);

б) ислам (самая молодая мировая религия);

в) христианство (самая распространенная религия).

 

Вернуться к списку