Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитуемого усвоить известные нравственные привычки. Л. Н. Толстой
В данном суждении Л.Н.Тол стой отразил сущность такого социального процесса как воспитание. Действительно, в течение этого процесса индивид в числе прочего перенимает от социального окружения нравственные нормы, о чём и говорит автор.
Обратимся к теории. Воспитание - это процесс передачи от поколения к поколению знаний, умений, нравственных норм и навыков социального поведения. Воспитание является элементом социализации индивида. Социализация - это процесс усвоения индивидом опыта предыдущих поколений, который включает в себя систему знаний, норм, ценностей и образцы поведения в типичных ситуациях. В течение этого процесса индивид - единичный представитель человеческого рода, становиться личностью. Личность - это человек, обладающий совокупностью социально
значимых черт, свойств и качеств, которые характеризуют его как активного участника общественной жизни, субъекта познания и изменения мира. Как правило, процесс воспитания реализуется в семье. Семья - это социальный институт, основанный на кровном родстве и браке, члены которого связаны между собой взаимной ответственностью, ведением совместного хозяйства и т.д. Учёные выделяют такие функции семьи как репродуктивная (воспроизводство следующего поколения), социализирующая, экономическая, контролирующая и т.д.
Могу привести пример из личного социального опыта. Родители моей подруги Маши, педагоги, ведут активный образ жизни, для них главные ценности в жизни - это самореализация и семейное благополучие. Они часто ходят на различные курсы повышения квалификации и саморазвития личности, участвуют в конкурсах для педагогов. Маша переняла у родителей эти жизненные ориентиры в процессе воспитания. Таким образом, этот пример подтверждает, что цель воспитания - это заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки, о чём говорит высказывание.
Другой пример я могу привести из общественной жизни. В книге А. Стерлиговой «Мужем битая» я узнала о семейных ценностях семьи Стерлиговых, одной из которых является знание истинной истории России. Так, Герман Стерлигов создал «Общество любителей древней письменности» а его сыновья, с подачи отца, дарят книги по истории всем гостям их дома, охотно обсуждая эти темы. Так, в процессе воспитания отец передал свои нравственные ценности детям, что полностью подтверждает высказывание.
Другой пример я могу привести из литературы. Семья Ростовых отличалась истинным патриотизмом. Петя Ростов, переняв ценности семьи, с малых лет желал уйти на фронт, чтобы защищать родину. Этот пример полностью подтверждает высказывание, т.к. в нём отражена соответствующая сущность воспитания - воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить нравственные привычки.
Таким образом, высказывание Л.Н.Толстого полностью соответствует действительности, что доказывают приведённые примеры.